Когда в жизни семьи появляется школа, стресс испытывает не только новоиспеченный первоклашка. Родителей терзает не меньше волнений. Повод для одного из них — помогать ли любимому малышу с уроками? Нужно ли делать уроки с ребенком? Корпеть ли над аппликациями в ночи? Проверять ли тетрадки? Следить ли за каждой буквой? Разбираемся вместе.
Содержание
- Почему вопрос помощи с уроками стоит так остро
- Уроки — личная зона ответственности малыша
- Ребенку важно чувствовать поддержку и заботу, особенно со стороны родителей
- Главный принцип: делаем уроки вместе, но не ЗА ребенка
- Хорошие оценки — не показатель успеха, главное — научить ребенка учиться и гореть получением знаний
Почему вопрос помощи с уроками стоит так остро
![нужно ли делать уроки с ребенком фото-1](https://mamka.moscow/wp-content/uploads/nuzhno-li-delat-uroki-s-rebenkom-1.jpg)
Уроки — личная зона ответственности малыша
Ряд психологов, включая Михаила Лабковского, настроены категорично: никакой родительской помощи школярам! Как только ребенок переступает порог класса, он вступает в зону личной ответственности. Если родители лезут в эту сферу, нагнетают обстановку, безостановочно контролируют — стресс неминуем. По мнению таких исследователей, обучение без помощи мам и пап способствует развитию самодостаточности и самостоятельности. А вот когда школьник работает «на оценку», трясется перед родительской карой, то все заканчивается печально — комплексами, повышенной нервозностью, хронической усталостью, да и банально неумением распределять свои время и силы. Взрослым же виднее, когда задачки решать, а когда читать новый параграф!
Доля истины в этих суждениях есть. Если каждый сеанс совместной домашней работы превращается в скандал, вы повышаете голос, а ребенок рыдает — лучше пустите все на самотек. Рано или поздно школьник выстроит свою систему обучения и начнет делать домашку сам. Может быть, не на пятерки, но уже без слез и страданий. Однако такая ситуация, как правило, складывается в семьях с изначально неблагополучным эмоциональным климатом. Как же быть, если у вас добрые, доверительные отношения, скандалов не ожидается, да и помочь хочется, но психологи запрещают?
Ребенку важно чувствовать поддержку и заботу, особенно со стороны родителей
![Родители заботятся о своих детях нужно ли делать уроки с ребенком фото-2](https://mamka.moscow/wp-content/uploads/nuzhno-li-delat-uroki-s-rebenkom-2.jpg)
Посмотрим на вопрос издалека. Человек — социальное животное. Это значит, рядом с людьми, которых мы любим и которым доверяем, мы ощущаем себя по-настоящему защищенными. Научно доказано, что в хорошо знакомой компании наш пульс и артериальное давление стабилизируются, уровень стресса снижается. Следовательно, если первоклашка с волнением воспринимает новую школьную обстановку, переживает из-за уроков, то стравиться с переживаниями ему может помочь лишь ваше присутствие! Не отталкивайте ребенка, никогда не отказывайте ему в помощи. Зачастую малышу нужно, чтобы вы просто посидели рядом.
Главный принцип: делаем уроки вместе, но не ЗА ребенка
![нужно ли делать уроки с ребенком фото-3](https://mamka.moscow/wp-content/uploads/nuzhno-li-delat-uroki-s-rebenkom-3.jpg)
Это важный момент. Учить уроки ВМЕСТО ребенка, действительно, нельзя. Но ВМЕСТЕ иногда просто необходимо. Именно взрослый поможет составить правильное расписание дня, научит планировать время и брать на себя ответственность. Например, договоритесь, что вы садитесь за учебу через полтора часа после возвращения из школы, и каждые полчаса делаете 5-10 минутный перерыв (в это время желательно подвигаться, а не смотреть телевизор или листать планшет). Все! Дальше инициатива должна исходить от ребенка! Пусть он решит, с какого предмета стоит начать, прочитает в дневнике все, что задали.
Садитесь рядом, но не вмешивайтесь в процесс, пока это не станет по-настоящему необходимо. Видите, что ребенок наделал ошибок в прописи? Не хватайтесь за сердце, как только малыш занес руку над тетрадью. Лучше остановите его в конце предложения и предложите перечитать написанное, самостоятельно найти неверную букву. Удалось? Похвалите за внимательность, выразите надежду, что в следующий раз ошибка не повторится. Если школьнику не дается какая-то задачка, ни в коем случае не диктуйте ее решение под запись! Объясните сам принцип, напомните нужные формулы, покажите, как решается подобное задание. Все остальное ребенок должен сделать сам.
Хорошие оценки — не показатель успеха, главное — научить ребенка учиться и гореть получением знаний
![нужно ли делать уроки с ребенком фото-4](https://mamka.moscow/wp-content/uploads/nuzhno-li-delat-uroki-s-rebenkom-4.jpg)
Акцентируйте внимание на хорошем, а не на плохом («Эта палочка у тебя получилась особенно хорошо»); внушайте ребенку, что знания важнее оценок. Постепенно оставляйте ребенку все больше предметов на полностью самостоятельное изучение. Приходите на помощь, только если школьник окончательно зашел в тупик и сам просит подсказки. Исключите ситуации в стиле: «Ты выучил уроки? Точно? А покажи тетрадь!» Научитесь доверять своему ребенку. К началу шестого класса можно полностью устраниться от детской домашней работы.
В конечном счете, только вам решать, учить с ребенком уроки или с первых школьных дней воспитывать в школьнике самостоятельность. Но, какое бы решение вы ни приняли, помните: важнее всего ваши теплые отношения и спокойствие ребенка, а оценки на втором месте!