Когда в жизни семьи появляется школа, стресс испытывает не только новоиспеченный первоклашка. Родителей терзает не меньше волнений. Повод для одного из них — помогать ли любимому малышу с уроками? Нужно ли делать уроки с ребенком? Корпеть ли над аппликациями в ночи? Проверять ли тетрадки? Следить ли за каждой буквой? Разбираемся вместе.
Содержание
- Почему вопрос помощи с уроками стоит так остро
- Уроки — личная зона ответственности малыша
- Ребенку важно чувствовать поддержку и заботу, особенно со стороны родителей
- Главный принцип: делаем уроки вместе, но не ЗА ребенка
- Хорошие оценки — не показатель успеха, главное — научить ребенка учиться и гореть получением знаний
Почему вопрос помощи с уроками стоит так остро
Уроки — личная зона ответственности малыша
Ряд психологов, включая Михаила Лабковского, настроены категорично: никакой родительской помощи школярам! Как только ребенок переступает порог класса, он вступает в зону личной ответственности. Если родители лезут в эту сферу, нагнетают обстановку, безостановочно контролируют — стресс неминуем. По мнению таких исследователей, обучение без помощи мам и пап способствует развитию самодостаточности и самостоятельности. А вот когда школьник работает «на оценку», трясется перед родительской карой, то все заканчивается печально — комплексами, повышенной нервозностью, хронической усталостью, да и банально неумением распределять свои время и силы. Взрослым же виднее, когда задачки решать, а когда читать новый параграф!
Доля истины в этих суждениях есть. Если каждый сеанс совместной домашней работы превращается в скандал, вы повышаете голос, а ребенок рыдает — лучше пустите все на самотек. Рано или поздно школьник выстроит свою систему обучения и начнет делать домашку сам. Может быть, не на пятерки, но уже без слез и страданий. Однако такая ситуация, как правило, складывается в семьях с изначально неблагополучным эмоциональным климатом. Как же быть, если у вас добрые, доверительные отношения, скандалов не ожидается, да и помочь хочется, но психологи запрещают?
Ребенку важно чувствовать поддержку и заботу, особенно со стороны родителей
Посмотрим на вопрос издалека. Человек — социальное животное. Это значит, рядом с людьми, которых мы любим и которым доверяем, мы ощущаем себя по-настоящему защищенными. Научно доказано, что в хорошо знакомой компании наш пульс и артериальное давление стабилизируются, уровень стресса снижается. Следовательно, если первоклашка с волнением воспринимает новую школьную обстановку, переживает из-за уроков, то стравиться с переживаниями ему может помочь лишь ваше присутствие! Не отталкивайте ребенка, никогда не отказывайте ему в помощи. Зачастую малышу нужно, чтобы вы просто посидели рядом.
Главный принцип: делаем уроки вместе, но не ЗА ребенка
Это важный момент. Учить уроки ВМЕСТО ребенка, действительно, нельзя. Но ВМЕСТЕ иногда просто необходимо. Именно взрослый поможет составить правильное расписание дня, научит планировать время и брать на себя ответственность. Например, договоритесь, что вы садитесь за учебу через полтора часа после возвращения из школы, и каждые полчаса делаете 5-10 минутный перерыв (в это время желательно подвигаться, а не смотреть телевизор или листать планшет). Все! Дальше инициатива должна исходить от ребенка! Пусть он решит, с какого предмета стоит начать, прочитает в дневнике все, что задали.
Садитесь рядом, но не вмешивайтесь в процесс, пока это не станет по-настоящему необходимо. Видите, что ребенок наделал ошибок в прописи? Не хватайтесь за сердце, как только малыш занес руку над тетрадью. Лучше остановите его в конце предложения и предложите перечитать написанное, самостоятельно найти неверную букву. Удалось? Похвалите за внимательность, выразите надежду, что в следующий раз ошибка не повторится. Если школьнику не дается какая-то задачка, ни в коем случае не диктуйте ее решение под запись! Объясните сам принцип, напомните нужные формулы, покажите, как решается подобное задание. Все остальное ребенок должен сделать сам.
Хорошие оценки — не показатель успеха, главное — научить ребенка учиться и гореть получением знаний
Акцентируйте внимание на хорошем, а не на плохом («Эта палочка у тебя получилась особенно хорошо»); внушайте ребенку, что знания важнее оценок. Постепенно оставляйте ребенку все больше предметов на полностью самостоятельное изучение. Приходите на помощь, только если школьник окончательно зашел в тупик и сам просит подсказки. Исключите ситуации в стиле: «Ты выучил уроки? Точно? А покажи тетрадь!» Научитесь доверять своему ребенку. К началу шестого класса можно полностью устраниться от детской домашней работы.
В конечном счете, только вам решать, учить с ребенком уроки или с первых школьных дней воспитывать в школьнике самостоятельность. Но, какое бы решение вы ни приняли, помните: важнее всего ваши теплые отношения и спокойствие ребенка, а оценки на втором месте!