«Ах, какой умненький малыш!» — восхищаются незнакомцы, пока карапуз бодро перечисляет английские цифры. Вот только… Пересчитать предметы он не может. Порой родители в погоне за красивыми достижениями вроде «Он у меня уже все страны знает!», забывают о гибкости и пытливости ума. А они гению куда важнее! Рассказываем, как научить малыша широко мыслить.
Содержание
Не учите, а развивайте
Между эрудитом и интеллектуалом есть огромная разница — первый знает уйму фактов. Второй знает, как их применять и где найти новые.
В первые годы жизни вовсе ни к чему забивать голову ребенку именами всех президентов Кении, лучше научите малыша находить взаимосвязь между предметами.
Что поможет?
- Игры с матрешкой: ребенок выучит понятия большой-маленький, научится искать отличия в похожих предметах, разыгрывать сюжеты.
- «Проживание истории явления». Как нам измерить длину комнаты? Когда-то мерили саженями, локтями, шагами… Но у всех ноги и руки разные. Что же сделать, чтобы все поняли длину? Какую меру избрать?
Просите не зазубривать, а делать
Старая мудрость «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» в отношении детей работает безотказно. Хотите, чтобы ребенок преуспел в науке? Экспериментируйте уже сейчас!
Что поможет?
- Физические опыты. Если налить в один стакан горячую воду, а в другой холодную, какими они станут со временем? Что будет, если катить мячик с горки под разным уклоном? А если бросать в банку с водой монетки?..
- Помощь родителям по хозяйству. Кухня — настоящая научная лаборатория. Здесь можно узнать, что случится с жидким яйцом на горячей сковороде и как рассчитать, сколько сырников приготовить на всю семью.
Показывайте не картинки, а жизнь
Существуют развивающие карточки для младенцев с первых дней жизни! На некоторых из них нарисованы совсем простые предметы, например… Глаза. Но ведь мамины глаза куда выразительнее! Откажитесь от учебных пособий в пользу жизни.
Что поможет?
- Наблюдение за природой. Живой голубь всем лучше нарисованного: он не только ест, летает и смешно убегает от маленького преследователя, но еще воркует и даже ухаживает за голубкой!
- Коллекции. Собирать можно что угодно: и камни с растениями на прогулке, и чайные ярлычки. Изучите, какого они цвета и формы. Почему они разные? Зачем крапива кусается? Почему у одуванчика нет иголок, но есть пушинки? И даже: зачем этому пакету сока трубочка, этому — крышка, и почему у третьего нет ни того, ни другого?
Хвалите не результат, а процесс
Психология победителя может сыграть с ребенком злую шутку: он будет вечно стремиться к положительному результату, забывая о самой жизни. Учите видеть положительное в деятельности!
Что поможет?
- Похвала. Говорите: «Как хорошо, что ты решил сделать открытку!», когда малыш только в процессе. Результат удачный? Подчеркните важность приложенного труда: «Вижу, ты не зря старался, очень красиво!»
- Ограничение ресурсов. Прекрасно, что мы хотим дать ребенку лучшее. Но иногда для фантазии полезно окунуться в процесс с головой. Малыш хочет домик для куклы? Давай-ка подумаем, из чего его можно сделать. Эта коробка подойдет? А что бы ты использовал вместо обоев?
Не отвечайте, а помогайте найти ответ
Быть самым умным в глазах собственного ребенка чрезвычайно приятно. Но иногда полезно подавить порыв блеснуть эрудицией и при помощи вопросов помочь пытливому детскому уму самостоятельно найти ответ.
Что поможет?
- Притворитесь, что не знаете ответ, и вместе отправляйтесь на поиски. Как добыть истину? В детской энциклопедии или при помощи эксперимента?
- Вместе сочиняйте сказки. Почему идет дождь? Жила-была вода в луже, на нее светило солнышко, и она… Что? Вспоминаем, что было на кухне с водой в чайнике? Правильно, превратилась в пар!..
А самое главное — любите ребенка, разговаривайте с ним, позволяйте изучать, что нравится, и даже валяться в грязи, когда так хочется познать ее липкие свойства. И тогда ваш малыш будет не только самым умным, но и самым счастливым!